Биография Абая Кунанбаева

Abaj_KunanbaevАбай Кунанбаев является великим казахским поэтом, мыслителем и просветителем; основоположником и классиком казахской литературы, родоначальником казахского языка литературного стиля. Рождение будущего поэта произошло в 1845 году 29 июля (10 августа) в районе Чингизских гор, чему в современное время соответствует поселок Караул в Абайском районе Семипалатинской области Казахстана.

Отцом будущего великого просветителя является старший султан Каркаралинского окружного приказа Кунанбай Ускенбаев, относящийся к роду тобыкты. Во время своего развития и становления Абай Кунанбаев получил хорошее образование гуманитарного профиля. Он прошел обучение у имама Ахмет-Ризы в семипалатинском медресе, познал персидский, арабский и другие языки Востока. В медресе произошло знакомство будущего мыслителя с классикой персидской литературы: Саади, Хафиз, Низами, Фирдоуси и другие.

Идя наперекор запрету медресе, Абай Кунанбаев посещал и русскую приходскую школу. Через пять лет обучения он начал делать первые пробы пера в поэзии, чему поспособствовало знакомство с трудами классиков Востока. Абай – это детское прозвище, которое будущий великий поэт получил от своей мамы, заметившей в мальчике незаурядный ум и давшей прозвище, которое переводится как «осмотрительный, вдумчивый». Впоследствии детское имя стало использоваться поэтом в качестве литературного псевдонима.

В 13 лет отец будущего казахского просветителя стал приучать мальчика к разбирательствам в межродовых тяжбах, что являлось административной функцией главы рода. Выступая посредником в спорах, Абай Кунанбаев еще подростком обнаружил вдумчивость, логическое мышление и чувство справедливости. В 20 лет он уже получил известность хорошего оратора и администратора. В 28 лет Абай решил отойти от дел и стал заниматься самообразованием. Посвятил свое время поэзии, стал писать стихи. И вначале свое авторство он приписывал Кокпаю Джантасову, который являлся его другом.

Во время самообразования молодой казахский поэт стал чаще посещать публичную библиотеку, больше изучать русскую культуру. В это время произошло личное знакомство Абая Кунанбаева с русскими ссыльными, наказанными по политическим мотивам, что оказало больше влияние на формирование мировоззрения будущего казахского мыслителя. В этот же период жизни начинается этап деятельности в качестве переводчика. Абай Кунанбаев занимается переводом на казахский язык произведений Крылова, Лермонтова, Пушкина, зарубежных авторов.

В это же время он пишет казахские песни, основанные на переводе отрывков из «Евгения Онегина». Свой перевод на казахский язык Абай Кунанбаев делал с учетом особенностей своей культуры, ее песенных традиций и истоков. Не отвергая их, он открывал в казахском ключе новые формы, сюжеты и идеи, которые широко известны в мировой литературе. Великим поэтом используются новые стихотворные формы – шестистишье и восьмистишье. В поэзии Абая эксперты отмечают простоту и изящество художественных приемов, гражданское звучание и глубокий философский смысл.

Используя основные принципы казахского стихосложения, автор прокладывает новые пути развития как казахского языка, так и всей казахской культуры. Некоторые лирические стихи переложены самим автором на музыку. Великий поэт и просветитель был еще и композитором, ценящим народную музыку. 1882-1886-е годы в жизни Абая Кунанбаева являются периодом наибольшей творческой отдачи, когда создаются лучшие его произведения. В своих работах он рассматривает основные социальные и культурные проблемы казахского народа, описывает кочевую жизнь простого народа, красоты родной природы. Одновременно в своих трудах Абай призывает к просвещению, к борьбе с неграмотностью и невежеством. Он мечтал о прогрессивном развитии общества, в котором человек велик разумом, наукой и волей.

В период с 1890 по 1898 годы Абай Кунанбаев начинает записывать свои мысли в прозе, из которых позже сформировались 45 назиданий казахскому народу. В 1933 году вышла в свет «Книга слов», в которой нашли свое место философские размышления автора об истории, о просвещении и др. Среди учеников Абая можно назвать Шакарима, Кокбая, Акылбая, Какитая. Творчество Абая широко распространилось в степных просторах и стало известным многим. Дружбу с великим просветителем имели многие местные певцы, композиторы, акыны. Нередко Кунанбаев был советчиком, рассказчиком, неформальным лидером объединения литераторов. Он неоднократно делился своими мыслями по вопросам развития казахского общества – пропагандировал торговлю и ремесла, считая это более прогрессивным, чем кочевое животноводство.

В своей мусульманской вере Абай Кунанбаев  с горечью замечал, как единоверцы формально и механически совершают религиозные обряды, не осознавая их внутреннюю суть. В своих призывах он пропагандировал открытое и дружелюбное отношение к представителям других национальностей, призывал сближаться с русской культурой и с помощью нее – с мировой. Будучи просвещенным человеком, видящим все пороки и причины бедствий казахского народа, Абай часто призывал к искоренению проблем, вносил свои предложения.

Его взгляды и просветительская активность вызывали у многих людей глухое раздражение. Вокруг поэта заводились интриги, недруги противодействовали распространению его творчества, принижали его значение. Он очень болезненно переживал, когда предавали те, кому он доверял. В последние годы жизни Абай Кунанбаев был глубоко одинок. В 1895 преждевременно скончался его первый сын, а в 1904 году — второй, и 23 июня (6 июля), через сорок дней после смерти последнего, умер и сам Абай.

При его жизни лишь его несколько стихотворных произведений были опубликованы газетами. Лишь через 5 лет после смерти поэта в Петербурге выпустили тысячу экземпляров сборника произведений «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева».  С 1930 года в Алма-Ате начинается массовое издательство трудов Абая Кунанбаева на казахском и русском языках, которые, в конечном счете, переведены еще на 60 других языков земного шара. Имя Абая используется в Казахстане в названии Алма-Атинского университета, театра оперы и балета, города в Карагандинской области и вершины в горах Алатау.

Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’ Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках?

Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’ Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.