Биография Пьера Абеляра

Пьер АбелярПьер Абеляр является выдающимся французским философом, теологом и поэтом в Средневековье. Его появление на свет произошло в 1079 году в небедной семье, которая входила в рыцарский клан Гарландов. Отца будущего философа звали Беренгарий. Кроме Пьера, в семье были сестра и три брата. Местом рождения французского мыслителя является местечко Пале, что находится близ Нанта. Будущий философ отказался от наследства и права на старшинство. В своем обучении он овладел воинским искусством, навыками светского обращения, но жажда знаний определила его дальнейшее развитие.

Формирование миропредставлений Абеляра происходило во время становления в Западной Европе городов, которые превращались в центры ремесел, торговли и интеллектуальной деятельности. В то время во всех школах, городских, епископских и соборных, господствовала схоластика. В системе обучения большое значение имело умение вести диспут, поэтому ученики уделяли внимание практике диалектического анализа, логическому обоснованию, аргументированным доказательствам и другому интеллектуальному инструментарию. Схоласты склонны были разбираться во всех вопросах, опираясь на рассуждение, понимание. И в этих условиях происходило обучение юного Пьера Абеляра, который получил прекрасную школьную подготовку. Первым учителем будущего мыслителя довелось быть епископу Росцеллину, который являлся основателем номинализма и преподавал в школе в Компьене.

В дальнейшем Абеляр перешел в кафедральную школу Нотр Дам в Париже, в которой преподавал Гильом Шампо, придерживающийся взглядов «реалистов». Юному Пьеру Абеляру без труда удавалось вызывать своего учителя  на дискуссии философско-богословской темы, в которых будущий мыслитель одерживал победы. В подобных спорах он демонстрировал силу и оригинальность мышления, критически относясь к догмам, установленным понятиям, разоблачая мифы и легенды. В итоге, у Пьера Абеляра сформировались собственные представления, которые оппонировали «номиналистам» и «реалистам».

Окончив школу, будущий французский мыслитель, имея должность магистра, организовал свои курсы (Корбей, Мелен, Лана). В дальнейшем им была организована в Париже собственная светская школа в районе холма Св. Женевьевы, где ныне находится Сорбонна. Лекции Абеляра имели невероятный успех благодаря его великолепной наружности, отличному красноречию, чарующему голосу и диалектическому искусству. Тысячи учащихся со всех концов Европы собирались на лекции философа, потому что он умел правильно поставить вопрос и изящно рассмотреть все его стороны, используя красоту слова. Прославившись, Пьер Абеляр познал и все радости разделенной любви.

Но в дальнейшем в жизнь великого мыслителя стали приходить беды и несчастья. У его любимой Элоизы дядя оказался очень мстительным и злобным. За связь с его племянницей он подверг философа насильственной кастрации. Ортодоксами-богословами в 1121 году инициирован суд в Суассонском соборе, чтобы наказать Абеляра за его труд «Введение в богословие». С целью разобщения с учениками, мыслителя отправляют в аббатство Св. Медара. Пьер Абеляр неосторожно выразил свои сомнения в отношении Св. Дионисия, который является христианским покровителем Франкского государства. В итоге, ему пришлось укрыться от преследования недругов и найти уединение между городами Труа и Ножаном. Из-за преследования Бернаром Клервосским, который фанатично защищал ортодоксальную церковь, философ вынужден был поселиться в Бретани – диком месте с чуждым языком. Все эти невзгоды и скитания, разлука с любимой Элоизой и со своим ребенком от нее приводили мыслителя в отчаяние, но он все равно находил в себе силы и возможности заниматься философско-богословскими вопросами. Например, в 1136 году ему вновь разрешили преподавать в Париже, и он вновь стал восхищать своих слушателей смелостью, остроумием, логико-диалектическими приемами в разрешении обнаруженных противоречий и в постижении философско-богословских вопросов.

В священных текстах и сочинениях «отцов» церкви философ обнаружил, что одни и те же слова могут иметь разное значение. Он пришел к выводу, что разночтение и одновременно единомыслие – это необходимость, обусловленная уровнем читателя, его подготовленностью и даже сиюминутным настроением. Ортодоксальным богословам не нравились вольные рассуждения мыслителя, которого обвиняли в нападках на церковь, в посягательствах на святое. За многие вольные мысли его стали считать еретиком.

Официальная церковь преследовала Пьера Абеляра до конца его жизни. В 1140 году его вновь осудили в Суассонском соборе и отправили жить в Клюнийском аббатстве. В 1142 году великий французский философ скончался и был похоронен в Клюни. Через 21 год здесь же похоронили скончавшуюся Элоизу. В 1817 году произошло перезахоронение останков Пьера Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Люди, жившие в то время, называли Абеляра Платоном Запада, Сократом Галлии. Позднее писатели дали ему название трубадура философии, странствующего рыцаря диалектики. В истории европейской культуры Пьеру Абеляру отводится роль основателя рационализма. По мнению позднейших исследователей, он открыл новый взгляд на «культуру авторитетных текстов», которые в Средневековье были авторитарными и личностно-уникальными. Метод вопросов и ответов, изобретенный Абеляром, обнаруживал некоторые противоречия в средневековых текстах и имел право считаться методом в поисках объективности.

Одно дело — лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла

Одно дело — лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.

Ведь благо даже, чтобы никто не действовал во благо, если то, что он делает, не соответствует ни одному Божьему завету

Ведь благо даже, чтобы никто не действовал во благо, если то, что он делает, не соответствует ни одному Божьему завету.

Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией

Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.

Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам

Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.

Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки

Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.