Пьер Абеляр

Биография Пьера Абеляра

Пьер АбелярПьер Абеляр является выдающимся французским философом, теологом и поэтом в Средневековье. Его появление на свет произошло в 1079 году в небедной семье, которая входила в рыцарский клан Гарландов. Отца будущего философа звали Беренгарий. Кроме Пьера, в семье были сестра и три брата. Местом рождения французского мыслителя является местечко Пале, что находится близ Нанта. Будущий философ отказался от наследства и права на старшинство. В своем обучении он овладел воинским искусством, навыками светского обращения, но жажда знаний определила его дальнейшее развитие.

Формирование миропредставлений Абеляра происходило во время становления в Западной Европе городов, которые превращались в центры ремесел, торговли и интеллектуальной деятельности. В то время во всех школах, городских, епископских и соборных, господствовала схоластика. В системе обучения большое значение имело умение вести диспут, поэтому ученики уделяли внимание практике диалектического анализа, логическому обоснованию, аргументированным доказательствам и другому интеллектуальному инструментарию. Схоласты склонны были разбираться во всех вопросах, опираясь на рассуждение, понимание. И в этих условиях происходило обучение юного Пьера Абеляра, который получил прекрасную школьную подготовку. Первым учителем будущего мыслителя довелось быть епископу Росцеллину, который являлся основателем номинализма и преподавал в школе в Компьене.

В дальнейшем Абеляр перешел в кафедральную школу Нотр Дам в Париже, в которой преподавал Гильом Шампо, придерживающийся взглядов «реалистов». Юному Пьеру Абеляру без труда удавалось вызывать своего учителя  на дискуссии философско-богословской темы, в которых будущий мыслитель одерживал победы. В подобных спорах он демонстрировал силу и оригинальность мышления, критически относясь к догмам, установленным понятиям, разоблачая мифы и легенды. В итоге, у Пьера Абеляра сформировались собственные представления, которые оппонировали «номиналистам» и «реалистам».

Окончив школу, будущий французский мыслитель, имея должность магистра, организовал свои курсы (Корбей, Мелен, Лана). В дальнейшем им была организована в Париже собственная светская школа в районе холма Св. Женевьевы, где ныне находится Сорбонна. Лекции Абеляра имели невероятный успех благодаря его великолепной наружности, отличному красноречию, чарующему голосу и диалектическому искусству. Тысячи учащихся со всех концов Европы собирались на лекции философа, потому что он умел правильно поставить вопрос и изящно рассмотреть все его стороны, используя красоту слова. Прославившись, Пьер Абеляр познал и все радости разделенной любви.

Но в дальнейшем в жизнь великого мыслителя стали приходить беды и несчастья. У его любимой Элоизы дядя оказался очень мстительным и злобным. За связь с его племянницей он подверг философа насильственной кастрации. Ортодоксами-богословами в 1121 году инициирован суд в Суассонском соборе, чтобы наказать Абеляра за его труд «Введение в богословие». С целью разобщения с учениками, мыслителя отправляют в аббатство Св. Медара. Пьер Абеляр неосторожно выразил свои сомнения в отношении Св. Дионисия, который является христианским покровителем Франкского государства. В итоге, ему пришлось укрыться от преследования недругов и найти уединение между городами Труа и Ножаном. Из-за преследования Бернаром Клервосским, который фанатично защищал ортодоксальную церковь, философ вынужден был поселиться в Бретани – диком месте с чуждым языком. Все эти невзгоды и скитания, разлука с любимой Элоизой и со своим ребенком от нее приводили мыслителя в отчаяние, но он все равно находил в себе силы и возможности заниматься философско-богословскими вопросами. Например, в 1136 году ему вновь разрешили преподавать в Париже, и он вновь стал восхищать своих слушателей смелостью, остроумием, логико-диалектическими приемами в разрешении обнаруженных противоречий и в постижении философско-богословских вопросов.

В священных текстах и сочинениях «отцов» церкви философ обнаружил, что одни и те же слова могут иметь разное значение. Он пришел к выводу, что разночтение и одновременно единомыслие – это необходимость, обусловленная уровнем читателя, его подготовленностью и даже сиюминутным настроением. Ортодоксальным богословам не нравились вольные рассуждения мыслителя, которого обвиняли в нападках на церковь, в посягательствах на святое. За многие вольные мысли его стали считать еретиком.

Официальная церковь преследовала Пьера Абеляра до конца его жизни. В 1140 году его вновь осудили в Суассонском соборе и отправили жить в Клюнийском аббатстве. В 1142 году великий французский философ скончался и был похоронен в Клюни. Через 21 год здесь же похоронили скончавшуюся Элоизу. В 1817 году произошло перезахоронение останков Пьера Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Люди, жившие в то время, называли Абеляра Платоном Запада, Сократом Галлии. Позднее писатели дали ему название трубадура философии, странствующего рыцаря диалектики. В истории европейской культуры Пьеру Абеляру отводится роль основателя рационализма. По мнению позднейших исследователей, он открыл новый взгляд на «культуру авторитетных текстов», которые в Средневековье были авторитарными и личностно-уникальными. Метод вопросов и ответов, изобретенный Абеляром, обнаруживал некоторые противоречия в средневековых текстах и имел право считаться методом в поисках объективности.