Знание и действия (в соответствии с ними) – это близнецы, матерью которых является высокая мотивация

Знание и действия (в соответствии с ними) – это близнецы, матерью которых является высокая мотивация.

Биография Абу-ль-Фараджа

Абу-ль-Фарадж бин Харун - цитатыАбу-ль-Фарадж бин Харун является сирийским писателем, ученым-энциклопедистом, врачом и церковным деятелем. Он оставил человечеству огромное литературное и научное наследие в виде трудов по медицине, астрономии, риторике, теософии, философии, истории. Очень интересный его труд – это «Книга занимательных историй», в которой автор бичует такие человеческие пороки, как болтливость, глупость, зависть, жадность. Большинство трудов Абу-ль-Фараджа написано на сирийском или арабском языках.

Будущий великий писатель появился на свет в 1226 году во врачебной семье Аарона, который в арабской интерпретации имеет имя Харун бин Тума аль-Малати и который является яковитским христианином. Семья Аарона в то время жила в городе Малатья, что ныне относится к территории Турции. Достаточная финансовая состоятельность семьи позволила юному Абу-ль-Фараджу с раннего детства изучать сирийский, греческий и арабский языки, а потом – философию и богословие. Под присмотром отца и других хороших врачей в городе будущий писатель обучался и медицине.

В 1243 году на город начала наступать монгольская армия, в результате чего многие семьи из города бежали в Халеб. Но семья Аарона решила остаться, и он уже в 1244 году стал служить у одного монгольского военачальника, совместно с которым посещал завоеванные территории. В тот же год Аарона отпустили со службы, и он вместе с семьей переехал в Антиохию, которая являлась столицей Антиохийского княжества. В этом городе Абу-ль-Фарадж сумел продолжить свое образование.

В 1246 году, когда Абу-ль-Фараджу было 20 лет, яковитский патриарх Игнатий III посвятил будущего писателя в епископы Губоса, что находится около Малатьи, а сам Абу-ль-Фарадж принял имя Григория. Через год он стал уже епископом в Ликабене, а в 1253 году его в том же чине перевели в Халеб. В 1264 году новым патриархом Игнатием IV Абу-ль-Фарадж назначается яковитским мафрианом в Месопотамию, где он прослужил до конца своей жизни.

В своей жизни он получил прозвище Бар-Эбрея, которое долго понималось в переводе как «сын еврея». Но так как его отец был яковитским христианином, то, скорее всего, данное прозвище имеет отношение к названию Эбро — его родному городу. При этом слово «бар» переводится с сирийского как «выходец из», «сын того-то». Но большую известность получила латинизированная форма имени — Абу-ль-Фарадж.

Ученый-энциклопедист и писатель Абу-ль-Фарадж бин Харун неоднократно посещал Мараг и Тебриз, столицу государства Хулагуидов, имел встречи с ильханами Текудером и Абагой. В 1268 году он посетил сперва Тебриз, а затем отправился в Марагу, где в стенах яковитского монастыря прочел лекции, касающиеся Евклида. Спустя четыре года в тех же стенах благодарные слушатели побывали на лекции Абу-ль-Фараджа, на которой он рассказал о птолемеевской «Вселенной».

В чине мафриана  Абу-ль-Фарадж бин Харун содействовал сооружению церковных зданий в Мараге и Тебризе: в 1272 году в Мараге построили молельню новой церкви, а в 1282 году в Тебризе построили новую церковь.

Великий писатель, ученый и церковный деятель защищал от монгольских правителей всех христиан с их разными течениями. Поэтому когда он впервые посетил Марагу, где яковиты были малочисленны, его с почетом встретили все христиане города. В этом же городе Абу-ль-Фарадж бин Харун скончался 30 июня 1286 года, что опечалило всех горожан. Мар Ябалаха, несторианский католикос, из-за смерти мафриана призвал в день траура свернуть торговлю. Всеми горожанами, яковитами, несторианами, православными и григориянами, просьба католикоса была выполнена.

Абу-ль-Фарадж бин Харун считается самым выдающимся и плодовитым сирийским писателем. Все его сочинения показывают добросовестного и критического исследователя, который стремится к объективному постижению причинной связи между событиями. Современниками ему дано прозвище «Краса века», что обусловлено его отличными познаниями во всех науках.

Главное его сочинение в сфере истории – это «Хроника», которая имеет две части и в которой излагаются все познания в истории как Абу-ль-Фараджа, так и его предшественников. Первая часть, в которой рассматривается гражданская и политическая история, получила известность под названием «Chronicon syriacum», и ее издали П.И. Брунс и Г.В. Кирш в 1789 году. Вторую часть издали в 1872-1874 годах Ж.Б. Аббелоос и Т.Ж. Лами. В ней рассматривается история сирийской церкви, антиохийского патриархата и несториан.

Обширное богословское сочинение «Сокровища тайн» стало известно миру после издания Бернштейном в Бреславле.  Полная коллекция грамматических трудов сирийского писателя, ученого и богослова была издана аббатом Мартеном в 1873 году в Париже. В кратком виде сирийская грамматика была издана Берто в 1843 году. Иосиф Ассеман напечатал его автобиографию в «Bibliotheca orientalis», где также размещен весь список трудов Абу-ль-Фараджа. Друзья сирийского писателя, ученого и церковного деятеля попросили его перевести на арабский язык извлечения из собственных исторических сочинений, над чем он и работал в последние месяцы перед смертью. Данное извлечение было опубликовано Е. Пококом в 1663 году в Оксфорде и получило название «Abulpharagii historia dynastiarum».

Самое тяжкое оскорбление — это то, что исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого

Самое тяжкое оскорбление — это то, что исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни

Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь

Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Умный человек всегда узнает глупого, так как сам был в его шкуре, прежде чем набрался ума

Умный человек всегда узнает глупого, так как сам был в его шкуре, прежде чем набрался ума — разума. Глупцу же никогда не узнать умного, так как умным он никогда не был.