Абу-ль-Фарадж бин Харун - цитаты

Биография Абу-ль-Фараджа

Абу-ль-Фарадж бин Харун - цитатыАбу-ль-Фарадж бин Харун является сирийским писателем, ученым-энциклопедистом, врачом и церковным деятелем. Он оставил человечеству огромное литературное и научное наследие в виде трудов по медицине, астрономии, риторике, теософии, философии, истории. Очень интересный его труд – это «Книга занимательных историй», в которой автор бичует такие человеческие пороки, как болтливость, глупость, зависть, жадность. Большинство трудов Абу-ль-Фараджа написано на сирийском или арабском языках.

Будущий великий писатель появился на свет в 1226 году во врачебной семье Аарона, который в арабской интерпретации имеет имя Харун бин Тума аль-Малати и который является яковитским христианином. Семья Аарона в то время жила в городе Малатья, что ныне относится к территории Турции. Достаточная финансовая состоятельность семьи позволила юному Абу-ль-Фараджу с раннего детства изучать сирийский, греческий и арабский языки, а потом – философию и богословие. Под присмотром отца и других хороших врачей в городе будущий писатель обучался и медицине.

В 1243 году на город начала наступать монгольская армия, в результате чего многие семьи из города бежали в Халеб. Но семья Аарона решила остаться, и он уже в 1244 году стал служить у одного монгольского военачальника, совместно с которым посещал завоеванные территории. В тот же год Аарона отпустили со службы, и он вместе с семьей переехал в Антиохию, которая являлась столицей Антиохийского княжества. В этом городе Абу-ль-Фарадж сумел продолжить свое образование.

В 1246 году, когда Абу-ль-Фараджу было 20 лет, яковитский патриарх Игнатий III посвятил будущего писателя в епископы Губоса, что находится около Малатьи, а сам Абу-ль-Фарадж принял имя Григория. Через год он стал уже епископом в Ликабене, а в 1253 году его в том же чине перевели в Халеб. В 1264 году новым патриархом Игнатием IV Абу-ль-Фарадж назначается яковитским мафрианом в Месопотамию, где он прослужил до конца своей жизни.

В своей жизни он получил прозвище Бар-Эбрея, которое долго понималось в переводе как «сын еврея». Но так как его отец был яковитским христианином, то, скорее всего, данное прозвище имеет отношение к названию Эбро — его родному городу. При этом слово «бар» переводится с сирийского как «выходец из», «сын того-то». Но большую известность получила латинизированная форма имени — Абу-ль-Фарадж.

Ученый-энциклопедист и писатель Абу-ль-Фарадж бин Харун неоднократно посещал Мараг и Тебриз, столицу государства Хулагуидов, имел встречи с ильханами Текудером и Абагой. В 1268 году он посетил сперва Тебриз, а затем отправился в Марагу, где в стенах яковитского монастыря прочел лекции, касающиеся Евклида. Спустя четыре года в тех же стенах благодарные слушатели побывали на лекции Абу-ль-Фараджа, на которой он рассказал о птолемеевской «Вселенной».

В чине мафриана  Абу-ль-Фарадж бин Харун содействовал сооружению церковных зданий в Мараге и Тебризе: в 1272 году в Мараге построили молельню новой церкви, а в 1282 году в Тебризе построили новую церковь.

Великий писатель, ученый и церковный деятель защищал от монгольских правителей всех христиан с их разными течениями. Поэтому когда он впервые посетил Марагу, где яковиты были малочисленны, его с почетом встретили все христиане города. В этом же городе Абу-ль-Фарадж бин Харун скончался 30 июня 1286 года, что опечалило всех горожан. Мар Ябалаха, несторианский католикос, из-за смерти мафриана призвал в день траура свернуть торговлю. Всеми горожанами, яковитами, несторианами, православными и григориянами, просьба католикоса была выполнена.

Абу-ль-Фарадж бин Харун считается самым выдающимся и плодовитым сирийским писателем. Все его сочинения показывают добросовестного и критического исследователя, который стремится к объективному постижению причинной связи между событиями. Современниками ему дано прозвище «Краса века», что обусловлено его отличными познаниями во всех науках.

Главное его сочинение в сфере истории – это «Хроника», которая имеет две части и в которой излагаются все познания в истории как Абу-ль-Фараджа, так и его предшественников. Первая часть, в которой рассматривается гражданская и политическая история, получила известность под названием «Chronicon syriacum», и ее издали П.И. Брунс и Г.В. Кирш в 1789 году. Вторую часть издали в 1872-1874 годах Ж.Б. Аббелоос и Т.Ж. Лами. В ней рассматривается история сирийской церкви, антиохийского патриархата и несториан.

Обширное богословское сочинение «Сокровища тайн» стало известно миру после издания Бернштейном в Бреславле.  Полная коллекция грамматических трудов сирийского писателя, ученого и богослова была издана аббатом Мартеном в 1873 году в Париже. В кратком виде сирийская грамматика была издана Берто в 1843 году. Иосиф Ассеман напечатал его автобиографию в «Bibliotheca orientalis», где также размещен весь список трудов Абу-ль-Фараджа. Друзья сирийского писателя, ученого и церковного деятеля попросили его перевести на арабский язык извлечения из собственных исторических сочинений, над чем он и работал в последние месяцы перед смертью. Данное извлечение было опубликовано Е. Пококом в 1663 году в Оксфорде и получило название «Abulpharagii historia dynastiarum».