Джозеф Аддисон - цитаты

Биография Джозефа Аддисона

Джозеф Аддисон - цитатыДжозеф Аддисон является английским публицистом, драматургом, эстетиком, политиком и поэтом, которого можно считать одним из стоявших в основе английского Просвещения. Наряду с Ричардом Стилом и Даниэлем Дефо, он претендует на статус первого журналиста в Европе. Он писал не только журнальные статьи и политические стихи, но и более серьезные и громоздкие произведения. Например, в 1713 году он написал популярную в XVIII веке трагедию «Катон».

Рождение будущего писателя и поэта произошло 1 мая 1672 года в графстве Уилтшир, в Милстоне. В 1683 году его отца назначили настоятелем собора, который находился в Личфилде, и Джозеф стал учиться в местной школе латинской грамматике. С 1686 года он продолжил обучение в лондонском Чартерхаус Скул, где заимел знакомство с Р. Стилом. На 1687-1699 годы обучения Джозеф Аддисон был принят Оксфордским университетом, сначала Куинз-колледжем, затем – Модлин-колледжем. В 1691 году он получил бакалавра, а в 1693 – магистра. С 1698 года начал учиться в аспирантуре Модлин-колледжа. До настоящего времени сохранена аллея, на которой любил гулять литератор.

Постепенно Джозеф Аддисон стал приобретать известность ученого и поэта, завязалась дружба с У. Конгривом и Д. Драйденом. В 1699 году он начал готовиться к дипломатической службе, получив королевский грант в размере 200 фунтов для путешествия в Европу на континент. Эта поездка продлилась до 1703 года.

В 1704 году он вернулся в Англию и вошел в литературно-политический кружок вигов, в котором числились многие влиятельные люди, в том числе Джон Ванбру и Уильям Конгрив.  Правительство сделало заказ на сочинение поэмы, посвященной победе в Бленхеймском сражении, которую одержал герцог Мальборо. Эта поэма была написана Аддисоном и получила название «Поход». В этом же году его назначили в комиссию, занимающуюся апелляциями, а в 1705 году виги победили на выборах, что открыло поэту новые возможности — он сумел стать помощником государственного секретаря. В это же время было опубликовано его «Путешествие по Италии».

Когда Джозеф Аддисон находился в Ирландии, его друг Стил стал издавать журнал «Болтун» сатирико-нравоучительной направленности, который выходил три раза в неделю и был призван наглядно освещать публике Лондона примеры хорошего вкуса и поведения джентльменов. Периодически Джозеф Аддисон сочинял для Стила некоторые материалы, а когда в 1709 году произошло возвращение в Лондон, он стал автором всех публиковавшихся в «Болтуне» материалов. Журнал издавался вплоть до декабря 1710 года.

Когда виги потерпели поражение на выборах, литератор стал распределять свое время между деятельностью в парламенте и посещением клуба «Кит-кэт», в котором в тот период наиболее близким приятелем поэта был Джонатан Свифт, перешедший в дальнейшем в стан тори. Успешность в издании «Болтуна» вдохновила Аддисона со Стилом на выпуск нового журнала той же направленности. На этот раз инициативу проявил Джозеф Аддисон, который целями нового журнала видел распространение просвещения из университетов, школ и библиотек в ассамблеи, кофейни и клобы с чайными столиками.

Новый журнал, получивший название «Наблюдатель» (или «Зритель»), стал очень популярным, выходя почти каждый день с марта 1711 года по декабрь 1712 года. Он нравился читателям не только из-за политических новостей, литературных новинок, обзоров последних тенденций в моде, но и из-за серьезных критических разборов. Издатели ставили перед собой цель не столько идти на поводу у вкусов публики, но и поднимать ее уровень. Особый успех у читателей имели еженедельные эссе, написанные Джозефом Аддисоном о произведении, которое тогда почти забыли, — «Потерянный рай» Мильтона.

Ежедневно в Лондоне продавалось около трех тысяч экземпляров популярного журнала, что тогда было настоящим рекордом. Когда журнал закрыли, оставшиеся 555 номеров переиздали в семь книг. В 1714 году литератор с помощью своих помощников написал, подготовил и выпустил в свет еще 80 номеров журнала. В течение всего XVIII века «Наблюдатель» оставался примером качественного общественно-политического издания, которому подражали во всех уголках Европы.

В апреле 1713 года королевским театром «Друри-Лейн» была поставлена трагедия талантливого Аддисона «Катон». Постановка стала открытием для английской публики до конца столетия. Эта трагедия была поднята на свой щит как торами, так и вигами. Первые видели в фигуре Цезаря полководца, который был удачливым, но при этом опасным для страны. Вторые восхищались фигурой Катона, которого рассматривался в качестве защитника национальных традиций от наступления инородных нравов.

Когда в 1714 году умерла королева Анна, создались благоприятные условия для возврата Джозефа Аддисона к государственной службе. До того, как приехал из Ганновера будущий Георг I, литератор работал секретарем при регентах. В 1717 году его назначили государственным секретарем. После заключения брака с вдовой графа Уорика Аддисон переехал в ее роскошную кенсингтонскую резиденцию Холланд-хаус.

В последние годы жизни литератор стал меньше уделять время творчеству из-за новых обязанностей. Возникли осложнения с людьми, которые были партнерами по издательскому делу. Комедию «Барабанщик» поставили в «Друри-лейн» при условии сохранения анонимности автора. В 1716 году, в первой его половине, Джозеф Аддисон опубликовал свои эссе, связанные с политической темой. Со Стилом произошла ссора по поводу билля о правах пэрства.

Смерть литератора наступила в Лондоне 17 июня 1719 года, когда ему было 47 лет. Его прах покоится возле могилы лорда Галифакса в Вестминстерском аббатстве. Положительные рецензии доктора Джонсона на эссе Джозефа Аддисона сделали его посмертно самым авторитетным и влиятельным мастером англоязычной прозы.