Биография Альфреда Адлера

Альфред АдлерАльфред Адлер является австрийским психологом, психиатром и мыслителем, предшественником неофрейдизма и создателем индивидуальной психологии.

Рождение будущего знаменитого психолога произошло 7 февраля 1870 года в Вене. Его родители были небогатыми евреями, у которых детей было общим количеством шесть. Будущий психолог оказался третьим по счету ребенком. С детства мальчик не отличался хорошим здоровьем, но это не мешало ему при любой возможности побегать и поиграть с другими детьми, которые всегда хорошо относились к нему.

Возможно, юный Альфред обнаруживал среди своих ровесников уважение и чувство равенства, чего ему не хватало в домашних стенах. Этот опыт оказал влияние на последующую жизнь мыслителя и психолога, в его работах, в которых он отводит большую роль сопереживаниям и общим ценностям. По мнению Альфреда Адлера, все это имеет большое значение в реализации личностью своего потенциала и для пользы всему обществу.

В детстве будущий психиатр не раз сталкивался со смертью. В трехлетнем возрасте он спал вместе с младшим братом, который умер в кроватке. Кроме этого, он дважды подвергался риску быть убитым в уличных происшествиях, а в пять лет тяжело заболел пневмонией. Семейный врач посчитал, что юный Альфред не выберется, но другой доктор сумел спасти мальчика. После этого случая будущий психиатр стал мечтать о врачебной профессии.

В юном возрасте Альфреда Адлера чтение было его любимым занятием, что стало хорошей основой начитанности и познаний в литературе, Библии, психологии и немецкой классической философии. Все это позволило будущему психологу стать очень популярным в качестве лектора сначала в Вене, а позднее и по всему миру.

С 18 лет создатель индивидуальной психологии стал учиться в Венском университете на отделении медицины. В тот период он начал интересоваться концепциями социализма и даже ходить на некоторые политические собрания. На одном таком собрании он встретился со своей будущей женой – русской студенткой Раисой Эпштейн, которая также обучалась в университете. В итоге, под конец обучения в университете будущий австрийский психолог стал убежденным сторонником социал-демократов. В 1895 году Адлером была получена медицинская степень. Его первая врачебная практика была в качестве офтальмолога, а затем – в качестве доктора общей практики. Позже растущая заинтересованность особенностями человеческой нервной системы привела к перемещению профессиональных устремлений в неврологию и психиатрию.

В 1901 году Адлер, подающий надежды как доктор, стал активно защищать новую работу Фрейда «Толкование сновидений». Зигмунду Фрейду молодой Адлер не был известен, но крупному психоаналитику понравилось рвение молодого человека, и он в благодарность выслал ему приглашение на участие в дискуссиях по психоанализу. В 1902 году Адлер вступил в дискуссионный кружок Фрейда. Но при этом он не был согласен с фрейдистской теорией о глобальной связи детской сексуальности и дальнейшего развития человека. В 1907 году была опубликована книга Адлера «Исследование неполноценности органов», в которой были изложены взгляды на развитие у человека психики и о которой Фрейд высказался резко отрицательно. В 1910 году Адлеру поручили должность президента Венского психоаналитического общества.
8 февраля 1911 года Венское психоаналитическое общество провело собрание, на котором Зигмунд Фрейд раскритиковал взгляды создателя индивидуальной психологии. С июня Венское психоаналитическое общество было покинуто Адлером. В том же году, в октябре, все его сторонники получили ультиматум, обязывающий выбрать одну из сторон. С Адлером остались десять человек, которые образовали независимое «Общество свободных психоаналитических исследований». Это общество в дальнейшем стало носить название «Ассоциация индивидуальной психологии».

Очень популярны представления, будто Адлер и Юнг являются учениками Зигмунда Фрейда. Но, например, Г. Элленбергер считал, что Адлер, как и Юнг, не может быть психоаналитиком, отклонившимся от общепринятого пути, так как оба психолога еще до встречи с Фрейдом имели собственные независимые представления, легшие в основу их научных концепций.

В 1912 году была опубликована работа Адлера «О нервном характере», в которой систематизировались основные положения индивидуальной психологии. В этот же год австрийский психолог и мыслитель начал издавать журнал, посвященный индивидуальной психологии, но вскоре Первая мировая война прервала его выпуск. Два года Альфреду Адлеру пришлось служить на русском фронте в качестве военного врача. В 1916 году он вернулся в Вену и встал во главе военного госпиталя.

В 1919 году он получил поддержку от австрийского правительства в организации первой детской реабилитационной клиники. По истечении нескольких лет в Вене функционировало уже где-то тридцать таких клиник, в которых трудились ученики гениального психолога. В каждой клинике были социальный работник, психолог и врач. Подобные учреждения получили всемирную известность и распространились в Голландии, Германии и США. В настоящее время они функционируют до сих пор.

С 1922 года начал издаваться международный журнал, посвященный индивидуальной психологии. В 1935 году Адлер начал выпускать журнал на английском языке. В 1926 году его пригласили в Нью-Йорк поработать профессором Колумбийского университета, после чего австрийский психолог стал появляться в Вене лишь летом. В 1932 году австрийский психолог окончательно переехал в США. Когда в Германии пришли к власти нацисты, последователи Альфреда Адлера были запрещены и вынуждены были бежать из страны. В 1938 году нацисты запретили выпуск «Международного журнала индивидуальной психологии», который вновь начал выходить лишь в 1946 году. Неожиданная смерть Адлера наступила 28 мая 1937 года в Шотландии во время чтения лекции.

Только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей

Только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть.

Товарищество и дружба — признаки действительного примирения со своей половой ролью и реального равновесия между полами

Товарищество и дружба — признаки действительного примирения со своей половой ролью и реального равновесия между полами.

Так же, как невозможно найти на дереве два абсолютно одинаковых листа, невозможно отыскать двух одинаковых людей

Так же, как невозможно найти на дереве два абсолютно одинаковых листа, невозможно отыскать двух одинаковых людей.

Способность познавать себя растет вместе с нашей способностью понимать причины наших действий и динамику нашей души

Способность познавать себя растет вместе с нашей способностью понимать причины наших действий и динамику нашей души.

Сновидение — это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем, с целью, которой он стремится достичь

Сновидение — это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем, с целью, которой он стремится достичь.

Самоубийца не чувствует в себе сил преодолеть свои личные слабости и поэтому (из мстительности) отвергает все лишь для того, чтобы одним махом как-то уйти от чувства своей неполноценности

Самоубийца не чувствует в себе сил преодолеть свои личные слабости и поэтому (из мстительности) отвергает все лишь для того, чтобы одним махом как-то уйти от чувства своей неполноценности.

Сама по себе любовь — это довольно неопределенное чувство. Невозможно быть победителем в ситуации, в которой нет места битвам

Сама по себе любовь — это довольно неопределенное чувство. Невозможно быть победителем в ситуации, в которой нет места битвам.

Результатом преувеличения значения сексуальности является нарушение гармонии всей жизни человека и в конце концов лишение ее всякого смысла

Результатом преувеличения значения сексуальности является нарушение гармонии всей жизни человека и в конце концов лишение ее всякого смысла.

Разрушение означает для масс освобождение от обстоятельств, воспринимаемых как невыносимые, и которые представляются поэтому предпосылкой к улучшению

Разрушение означает для масс освобождение от обстоятельств, воспринимаемых как невыносимые, и которые представляются поэтому предпосылкой к улучшению.

Развитие искусства отражает развитие общества. Искусство учит людей видеть и чувствовать, оно само есть некий язык и аккумулирует в себе огромные возможности

Развитие искусства отражает развитие общества. Искусство учит людей видеть и чувствовать, оно само есть некий язык и аккумулирует в себе огромные возможности.

Быть большим! Быть могущественным! Вот всегдашнее стремление всех маленьких или чувствующих себя маленькими

Быть большим! Быть могущественным! Вот всегдашнее стремление всех маленьких или чувствующих себя маленькими.

Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности

Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности.