Жизнь похожа на олимпийские игры, устроенные сумасшедшими

Жизнь похожа на олимпийские игры, устроенные сумасшедшими. Мы должны учиться бороться за жизнь, борясь с жизнью. А тем, кто не может сдержать негодования, видя глупость этой игры, лучше уйти с арены.

Биография Рюноскэ Акутагавы

Рюноскэ Акутагава - цитатыРюноскэ Акутагава является выдающимся японским писателем, классиком новой японской литературы. Его рождение произошло 1 марта 1892 года в «драконовское» совпадение: год Дракона, день Дракона, час Дракона. Семья была небогатой: 42-летний отец Тосидзо Ниихара имел свои пастбища возле Токио и торговал молоком. 33-летняя мать имела корни из семьи Акутагава. Солидный возраст родителей по японским верованиям считался плохим предзнаменованием.

Когда будущему писателю исполнилось десять лет, его мать, находящаяся в то время в психиатрической лечебнице, совершила суицид. После этой трагедии Рюноскэ усыновил брат матери Митиаки Акутагава, не имеющий детей. Его фамилию будущий японский писатель впоследствии и принял. Дядя происходил из старой интеллигентной семьи, предки которой были писателями и учеными. В семье, которую обрел Рюноскэ Акутагава, чтили культурные ценности, следовали традициям, ценили средневековую поэзию и старинную живопись, строго соблюдали старинный уклад, основанный на подчинении главе дома.

В 1910 году будущий писатель закончил обучение в токийской муниципальной средней школе, зарекомендовав себя одним из лучших учеников. После этого Акутагава заинтересовался английской литературой и для ее изучения стал учиться в Первом колледже на литературном отделении, который окончил в 1913 году. В том же году будущий писатель начал учиться на английском отделении Токийского университета, учеба в котором разочаровала его. Неинтересные лекции отбили охоту их посещать, зато оказалось очень увлекательным издание журнала «Синситё», который переводится как «Новое течение». Этот журнал критиковал школу натурализма и объединил первых антинатуралистов. Рюноскэ Акутагава со своими друзьями-литераторами творческим методом провозгласил неореализм. Именно в этом журнале в 1914 году вышел первый рассказ японского писателя «Старик».

Известность к Рюноскэ Акутагава пришла в 1915 году, когда он опубликовал свои рассказы «Нос» и «Ворота Расёмон», которые сразу были замечены публикой, открывшей новый талант. Многие литературные критики сходятся во мнении, что эти два рассказа были написаны в сложный период жизни писателя, который переживал душевную депрессию из-за трагично окончившейся любовной истории.

Когда Рюноскэ Акутагава был еще молодым, на него сильнейшее впечатление оказали японские авторы эпохи Мэйдзи: Мори Огай, Нацумэ Сосэки и другие. Кроме этого, большое влияние на становление японского писателя оказала и европейская литература в лице Мопассана, Франса, Стриндберга, Достоевского. Акутагаве хорошо знакома и русская литература. Рассказ «Бататовая каша» написана под впечатлением от повести Гоголя «Шинель». «Нос» Акутагавы также связан с одноименным произведением Гоголя. «Сад» японского писателя навеян впечатлением от «Вишневого сада» Чехова. Рассказ «Вальдшнеп», опубликованный в 1921 году, содержит в сюжете в качестве главных героев Льва Толстого и Ивана Тургенева.

В декабре 1916 года Рюноскэ Акутагава окончил Токийский университет и устроился на работу в Морское механическое училище в качестве преподавателя английского языка. Его жизнь в эти годы отражена в его произведениях о преподавателе Ясукити, который попадал в различные забавные ситуации и производил впечатление честного, но непутевого человека. В письмах своей будущей невесте Рюноскэ Акутагава признавался, что не любит преподавательскую деятельность, а лица учеников навевают тоску. По словам писателя, он сразу приходил в оживление, как только перед его глазами оказывались книги, бумаги, перо и табак хорошего качества.

С 1919 года японского писателя приняла на работу газета «Осака майнити симбун». В 1921 году специальным корреспондентом его отправили в Китай, где он пребывал четыре месяца. Четырехмесячная командировка в Китай не улучшила телесное и психическое здоровье Рюноскэ Акутагавы, который вернулся уставшим, страдающим бессонницей и нервными расстройствами, что, возможно, имело наследственную основу от матери. Но именно в этот период он пишет наиболее лучшие свои произведения. Например, Аркадий Стругацкий отметил новаторство рассказа «В чаще», написанного японским писателем в 1922 году.

После этого рассказа манера творчества писателя неожиданно поменялась. Он обращается к теме повседневного и безыскусного, используя лаконичный и ясный стиль. Таковыми являются рассказы «Вагонетка», «Мандарины» и другие. Есть у писателя и автобиографическая проза. Один рассказ имеет характерное название «О себе в те годы». Автобиографичны также «Зубчатые колеса», в которых автор знакомит читателя со своими галлюцинациями.

У писателя ярко выражено пристрастие к изображению прошлого. По его мнению, внутренний мир человека в древности имеет много общих черт с душой современного человека. Поэтому изображенная в произведениях автора древность отображает его поиск аналогии с поступками, мыслями и психологией современных ему людей.

Литературные критики считают, что в творчестве Рюноскэ Акутагавы есть много общего с Нацумэ Сосэки – знаменитым мэтром японской литературы. Например, у обоих авторов раскрывается общая проблема эгоизма, которая присуща не конкретной индивидуальности, а всему японскому обществу в целом. Это вполне объяснимо, ведь Акутагава считается учеником Нацумэ, литературные вечера которого он посещал.

В последнее время перед своей смертью японский писатель испытывал сильнейшее нервное напряжение. У него появились навязчивые мысли о суициде. Подобное состояние отражено в таких произведениях Рюноскэ Акутагавы, как «Жизнь идиота», «Зубчатые колеса», «Письмо другу». Долгие и мучительные раздумья о месте и способе самоумерщвления, в итоге, привели 24 июля 1927 года к самоубийству через передозировку снотворного.

Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере», — эти слова родились отнюдь не зря

Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере», — эти слова родились отнюдь не зря.

Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кто мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым

Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кто мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.

Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — смешно. Обращаться несерьезно — опасно

Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — смешно. Обращаться несерьезно — опасно.

Художник, я уверен, всегда создает свое произведение сознательно. Однако, познакомившись с его произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину порождены таинственным миром

Художник, я уверен, всегда создает свое произведение сознательно. Однако, познакомившись с его произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Наполовину? Может быть, лучше сказать — в основном?

Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи. Сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих

Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи. Сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих — во всех этих повседневных мелочах нужно находить высшее наслаждение.

Называть деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько же опасно называть рабов рабами

Называть деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько же опасно называть рабов рабами.

Родительская любовь — любовь самая бескорыстная. Но бескорыстная любовь не так уж годится для воспитания детей

Родительская любовь — любовь самая бескорыстная. Но бескорыстная любовь не так уж годится для воспитания детей. Под влиянием такой любви — по крайней мере, главным образом под влиянием такой любви — ребенок становится либо деспотом, либо слабовольным.