Аркадий Аверченко цитаты

Биография Аркадия Тимофеевича Аверченко

Аркадий Аверченко цитатыАркадий Тимофеевич Аверченко является русским писателем, сатириком, драматургом, театральным критиком. Его рождение произошло 18 (30) марта 1881 года в небогатой купеческой семье, жившей в Севастополе. Отцом был Тимофей Петрович Аверченко. Мать Сусанна Павловна Сафронова была дочерью отставного солдата из Полтавы.

Аркадий Тимофеевич Аверченко имел плохое зрение и не мог долго выдерживать зрительные нагрузки, поэтому он не смог получить начальное образование. Но это в дальнейшем с лихвой компенсировалось умом от природы.

Работать Аверченко пришлось с 15 лет. В период с 1896 по 1897 годы он трудился в транспортной конторе Севастополя младшим писцом. Впоследствии эти годы были описаны в его литературных произведениях: рассказ «О пароходных гудках» и ироническая «Автобиография».

В 1897 году Аверченко переезжает в Донбасс и устраивается конторщиком на Брянский рудник, где протрудился четыре года, что нашло отражение в нескольких его рассказах: «Молния», «Вечером» и т.д.

В самом начале XX века правление рудника с писателем переводится в Харьков. В этом городе 31 октября 1903 года газетой «Южный край» публикуется «Как мне пришлось застраховать жизнь» — первое опубликованное произведение автора.

При этом сам Аркадий Тимофеевич своим первым дебютом считал опубликованный в 1905 году рассказ «Праведник».

С 1906 года писатель все больше перестает уделять время основной официальной работе и начинает редактировать журналы сатирического профиля «Меч» и «Штык», а с 1907 года эти издания стали его постоянной площадкой, на которой он начинает вести почти все рубрики, используя различные псевдонимы. Но это не мешает руководству журналов необъективно отнестись к деятельности Аверченко, и его увольняют.

В 1908 году писатель переезжает в Санкт-Петербург, где начинает работать в не слишком успешных изданиях, например, в «Стрекозе» М.Г. Корнфельда. В этом же году группа молодых людей из «Стрекозы» начинает выпускать новый журнал «Сатирикон», в котором Аверченко начинает работать секретарем, а затем и редактором. В «Сатириконе» судьба сводит писателя со многими известными личностями: Н.В. Ремизовым, Осипом Дымовым, Сашей Черным, Тэффи и другими людьми. Именно в этом журнале появляются самые лучшие юмористические работы Аркадия Тимофеевича. Постепенно «Сатирикон» становится невероятно популярным журналом. По мотивам произведений Аверченко начинают ставить пьесы во многих театрах России («Литейный театр», «Кривое зеркало», «Летучая мышь»). «Сатирикон» — это центральная веха в творческой жизни писателя, во время которой он продолжает начатые с Харькова собственные поиски жанра, стиля, тем.

Его многие произведения были на острую политическую тему, за что автора подвергли судебному преследованию, но это не уменьшило его популярность.

В 1911-1912 годах Аркадий Тимофеевич Аверченко вместе с художниками из «Сатирикона» Радаковым и Ремизовым дважды отправляется в путешествие по Европе, что дало богатый материал для создания «Экспедиции сатириконцев в Западную Европу» — книги, вышедшей в свет в 1912 году.

Радикальные изменения произошли после Октябрьской революции. В июле 1918 года «Новый сатирикон» и многие другие оппозиционные издания были закрыты большевиками. Аверченко вместе со всеми сотрудниками издания очень негативно отнесся к советской власти. Ему пришлось бежать в родной Севастополь, который тогда был занят белыми.

С июля 1919 года Аркадий Тимофеевич начинает работу в газете «Юг», пропагандируя оказание поддержки Добровольческой армии. Но уже к 15 ноября 1920 года Севастополь берут большевики. За несколько суток до этого Аверченко удается сесть на почти последний пароход, идущий в Константинополь.

В 1921 году в столице Франции выпускают «Дюжину ножей в спину революции» — сатирический сборник писателя, в котором различные герои, от дворян до рабочих, ностальгируют по прошлым временам.

Эта книга вызвала отклик у советских властей. Н. Мещеряков, отзываясь о ней, упомянул о «юморе висельника». В.И. Ленин назвал Аверченко «белогвардейцем, озлобленным до умопомрачения», но при этом вождь революции признал большой талант писателя, назвав произведение высокоталантливым.

В этом же 1921 году издают «Дюжину портретов в формате будуар» — очередной сборник автора.

В апреле 1922 года Аркадий Тимофеевич переселяется в Софию, а после – в Белград. Но с июня 1922 года писатель начинает проживать в Праге. Аверченко осваивает чешский язык и завоевывает в Чехии популярность. Первое собрание сочинений писателя издается на чешском языке. В 1923 году в Берлине издательство «Север» выпускает сборник рассказов автора «Записки простодушного», написанных под впечатлением эмиграции.

В Чехии Аркадию Тимофеевичу довелось много поработать в газете «Prager Presse», на страницах которой были опубликованы искрометные и остроумные рассказы, в которых между строк чувствовалась боль автора, его тоска по былой дореволюционной России, канувшей в вечность.

В 1925 году писателю провели операцию по удалению глаза, после которой ему стало хуже. 28 января его госпитализировали в Пражскую городскую больницу, но лечение должного эффекта не принесло, и 12 марта 1925 года Аверченко умер. Его прах покоится в Праге, на Ольшанском кладбище. Последнее произведение писателя – это роман «Шутка Мецената», который был написан в 1923 году в Сопоте, но был издан в 1925 году после смерти автора.