Биография Аврелия Августина

Аврелий Августин - цитатыАврелия Августина называют еще Блаженным Августином, Святителем Августином, Учителем Благодати. Он считается святым в католической и православной церквях. При этом имя «Блаженный Августин», больше используемое в православии, указывает лишь на конкретного святого, не умаляя его заслуги и не снижая лик и святость. Аврелий Августин является епископом Гиппонским, философом, влиятельнейшим проповедником, христианским богословом и политиком.

Он Отец христианской церкви, основавший августинизм. Роль богослова оказалась важной в развитии христианского неоплатонизма, который преобладал в представлениях западноевропейских философов и католических теологов вплоть до XIII века. В дальнейшем стал господствовать христианский аристотелизм Фомы Аквинского и Альберта Великого. Некоторые сведения о Блаженном Августине почерпнуты из его автобиографической «Исповеди». Самым известным теологическим и философским его трудом является работа «О граде Божием».

Для Святителя Августина неоплатонизм, скептицизм и манихейство стали промежуточными этапами на пути к христианству, в котором грехопадение и помилование оказали на философа и богослова сильнейшее впечатление. Против Пелагия им защищается учение, в котором блаженство или проклятие человека заранее предопределено Богом, но при этом учитывается свобода человеческого выбора. В книге «О граде Божием» Августином излагается человеческая история, которая основывается на борьбе двух враждебных начал или царств: царства приверженцев земного и царства Божия. При этом в представлениях Блаженного Августина царство Божие отождествляется в земной форме существования с римской церковью. Святитель Августин проповедует самодостоверность человеческого сознания, которая основана на Боге, и познавательную силу любви. Как считает Августин, во время сотворения мира Богом в материальный мир заложены зародыши всех вещей, которые в дальнейшем развиваются сами.

Католики отмечают память Аврелия Августина 28 августа, а православные христиане – 15 июня.

Аврелий Августин родился 13 ноября в 354 году в Тагасте, что ныне соответствует Сук-Ахрасу в Алжире. В то время это была африканская провинция Нумидия. Мать Св. Моника была христианкой, благочестивой, благородной и умной женщиной, сыгравшей важную роль в первоначальном образовании сына. Но влияние отца-язычника, римского гражданина и землевладельца, также имело значение.

В юные годы будущий философ и богослов не показал способностей в традиционном греческом языке, но обнаружил влечение к латинской литературе. После окончания учебы в школе Тагаста он продолжил свое образование в ближайшем культурном центре —  Мадавре.

В Тагасте жил друг семьи Романиан, который посодействовал, чтобы сын Моники сумел пойти на три года учиться риторике в Карфаген, что и произошло в 370 году. В 17 лет, когда шла учеба в Карфагене, он познакомился с женщиной, которая стала с ним сожительствовать в течение тринадцати лет. Но официального заключения брака так и не случилось, потому что эта женщина была из низших социальных слоев. В 372 году будущий философ стал отцом благодаря рождению сына, которого назвали Адеодат.

В 373 году Августин познакомился с трудом Цицерона «Hortensius», что вызвало интерес к изучению философии. Позже он стал членом секты манихеев. В тот период он уже преподавал риторику в Тагасте, а позже и в Карфагене. В своей автобиографической «Исповеди» автор подробно расписывает девять лет жизни, которые были впустую потрачены на заблуждения манихейской теории. В 383 году даже лидер манихейцев Фавст не смог дать ответы на вопросы философа. В тот же год Святитель Августин решил поискать должность учителя в Риме, но там он проработал всего в течение года, пока не стал работать преподавателем риторики в Медиолане.

Изучив некоторые трактаты Плотина, переведенные на латинский язык ритором Марием Викториным, философ познал неоплатонизм, в котором Бог представляется в качестве нематериального трансцендентного Бытия. Проповеди Амвросия Медиоланского привели Августина к рациональной убежденности в рамках раннего христианства.

Когда философ пребывал в Милане, что было в 384-388 годах, его мать подыскала ему невесту, ради которой были прекращены отношения с прежней конкубиной. Но невеста еще не была в нужном возрасте, из-за чего философ вынужден был ждать два года. В период ожидания он завел отношения с другой женщиной. В итоге, философ не заключил брак с 11-летней невестой, разорвал отношения со второй конкубиной и никогда больше не общался с первой.

В последующий период жизни философ и богослов познакомился с посланиями апостола Павла, а также узнал об обращении в христианство Мария Викторина, о чем ему рассказал викарный епископ Симплициан. В 387 году на Пасху Августин, Адеодат и Алипий крестились в Медиолане у Амвросия.

После этого Аврелий Августин часть имущества распродал, часть раздал бедным и вместе с матерью поехал в Африку. В Остии Моника умерла. В заключительной части «Исповеди» в подробностях описывается последняя беседа матери с сыном.

Сведения о дальнейшей жизни философа и влиятельнейшего проповедника почерпнуты из «Жития» Поссидия, который общался с ним в течение сорока лет. В Африке богослов поселился в родном Тагасте и основал в нем монашескую общину. В Гиппоне Регийском уже существовало шесть христианских церквей, когда туда поехал греческий епископ Валерий. Тогда же он назначил Августина пресвитером. Не позже 395 года Блаженный Августин стал викарным епископом Валерия, который через год скончался.

Смерть Аврелия Августина наступила в 430 году 28 августа, когда вандалы осуществили первую осаду Гиппона. В настоящее время прах святого покоится в Алжире возле его памятника, воздвигнутого на руинах Гиппона.

Цитаты Аврелия Августина

Забавы взрослых называют делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых

Забавы взрослых называют делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых.

Все это одинаково: в начале жизни — воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым — префекты, цари, золото, поместья, рабы

Все это одинаково: в начале жизни — воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым — префекты, цари, золото, поместья, рабы — в сущности, все это одно и то же, только линейку сменяют тяжелые наказания.

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться

Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

Забота о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым

Забота о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым.

На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся

На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь.

Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги

Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.

Нет никакой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно

Нет никакой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно.