Биография Аввакума Петрова

Аввакум Петров - цитатыАввакум Петров (или протопоп Аввакум) является духовным писателем, основателем русского старообрядчества, противником богослужебных реформ, навязанных Патриархом Никоном XVII века. Считается, что его перу принадлежат 43 сочинения, среди которых «Книга обличений», «Книга толкований», «Книга бесед», «Житие» и другие. Аввакум – родоначальник новой русской словесности, исповедальной прозы, вольного образного слова. Старообрядцами почитается в качестве священномученика и исповедника.

Рождение Аввакума Петрова произошло в 1620 году в бедной семье священника, проживающей в селе Григорово от Нижегородского уезда. Когда Аввакуму Петрову исполнилось 16 лет, скончался его отец. Овдовевшая мать приняла самое деятельное участие в формировании нравственно-религиозных взглядов своего сына. По совету своей матери он в 1638 году, когда ему исполнилось 19 лет, заключил брачный союз с обедневшей купеческой дочерью Анастасией Марковной, которая оказалась очень хорошей женой, помогающей ему во всем, и верной подругой, разделившей вместе с ним все радости и невзгоды.

После женитьбы Аввакума посвятили в диаконы. Где-то в 1640 году он был рукоположен в священники в селе Лопатицы Макарьевского уезда в Нижегородской области. Уже в это время он проявил свою бескомпромиссность, которая и превратила его жизнь в постоянные страдания. Аввакум был требовательным не только к себе, гася в себе малейшие признаки порочных страстей, но и к своей пастве. Известно, что протопоп защитил одну вдову, у которой начальник отнял ее дочь. Тот, взбешенный, настолько истязал Аввакума Петрова, что последний от побоев полчаса находился без сознания.  Когда в село пришли традиционные древнерусские увеселители – плясовые медведи, аскет прогнал их прочь. Жалобы на строгого протопопа дошли до проезжающего мимо воеводы Шереметева. Он вызвал Аввакума, поругал его и хотел этим ограничиться. Но напоследок воевода возжелал, чтобы священник благословил его сына брадобрейца Матвея. Аввакум же, придерживающийся старинных ценностей, обнаружил блудоносный образ молодого человека и категорически отказался оказывать такого рода услугу. Рассердившийся Шереметев бросил священника в Волгу, и последний чудом сумел спастись от гибели. В конце концов, его строгий нрав приводил к таким негодованиям людей, что от них приходилось дважды спасаться в Москве.

В 1647 году Аввакум Петров вместе со своей женой и сыном переселился в Москву, где он познакомился с членами из «Кружка ревнителей благочестия». В нем числился и С. Вонифатьевич, духовник царя Алексея Михайловича. Среди ревнителей благочестия находился и будущий патриарх Никон, в то время являющийся архимандритом Новоспасского монастыря. Вскоре Аввакум познакомился и с царем. В 1652 году Никона назначили патриархом, и Аввакум стал протопопом. Назначенный Никон начал реформу Церкви с опорой на греческие богослужебные книги. Аввакум Петров, Иван Неронов и другие считали, что реформу нужно делать с использованием древнерусских православных рукописей.

В 1653 году аскетичного и строгого священника посадили в подвал Андрониевского монастыря, в котором он находился трое суток, но так и не принял новые церковные книги. В итоге, его сослали в Тобольск. В этой ссылке Аввакум Петров также показал свой строгий нрав, приверженность старинным традициям и благочестию, из-за чего настроил против себя и прихожан, и местное начальство. По доносу был сослан за Лену в Енисейск, а потом и к Афанасию Пашкову, известному своей жестокостью и посланному для завоевания Даурской земли. Шесть долгих лет находился мятежный священник у жестокого воеводы, скитался по отрогам Сибири, был в Шилке, Нерчинске и Амуре, неоднократно был избиваем кнутом, терпел голод, холод и нужду, потерял в таких условиях своих двоих маленьких сыновей.

После того, как Никон утратил свое влияние, в 1663 году Аввакума Петрова вернули в Москву, посчитав, что он был противником Никона, а не Церкви. Но в дальнейшем, когда радетель благочестия и строгих нравов вновь начал яростно критиковать всю церковную реформу, выступать и обличать, не взирая на лица, ранг и должности, его вновь отправили в ссылку. В 1664 году он приехал в Мезень, в котором пробыл полтора года, а затем вновь вернулся в Москву. В 1666 году Церковный собор принял решение лишить сана и предать проклятию Аввакума Петрова.

Его в 1667 году вместе с тремя его сторонниками отправили в последнюю ссылку в Пустозерск. При этом других его соратников казнили, а у двоих, которых также сослали в Пустозерск, вырезали язык. Здесь мятежный священник просидел в земляной тюрьме 14 лет, питаясь лишь хлебом и водой, но продолжая свою проповедь, рассылая обличительные письма. В тюрьме были написаны автобиографическое «Житие» и «Книга бесед», которые с помощью рукописных копий распространили по всей Руси староверы. В последнем резком письме царю Федору Алексеевичу мятежный аскет плохо отозвался о царе Алексее Михайловиче и о патриархе Иоакиме. В 1682 году Аввакума с Епифанием, Лазарем и Федором по решению Церковного собора заживо сожгли в срубе.

В 1916 году старообрядческой церковью Белокриницкого согласия Аввакум причислен к лику святых. В 1991 году староверы из Риги на пустозерском городище установили памятный крест. 27 апреля 2012 года староверы-поморцы рядом с крестом освятили часовню в память о мучениках-староверах. 5 июня 1991 года в Нижегородской области, в поселке Григорово, открыли памятник мятежному священнику, выступившему против никонианских реформ в Церкви.

Понимаете ли, что такое — любовь? Голодного накорми, жаждущего напои, нагого одень, бездомного введи в свой дом, священников и иноков почитай — голову свою преклоняй перед ними до земли

Понимаете ли, что такое — любовь? Голодного накорми, жаждущего напои, нагого одень, бездомного введи в свой дом, священников и иноков почитай — голову свою преклоняй перед ними до земли; придя в темницу, утешь узников, о вдове и сироте позаботься, грешника наставь на покаяние и научи творить Божьи заповеди, должнику помоги, обиженного защити, страннику укажи путь, проводи его и поклонись ему. И за всех молись о их здравии и спасении. Это и есть сила любви.

Чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей, претерпев немалые страдания, отец же всегда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится

Чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей, претерпев немалые страдания, отец же всегда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится. Того ради старость его поддержи, болезнь его излечи, седины его облобызай и накорми его сладкою пищей. То же самое твори и матери своей, а если стала она от старости ветха, носи ее на руках, а через грязь перенеси на своих плечах, прежде ее накорми, а потом уже и сам вкуси, с похвалою припади ко груди ее, и расцелуй мать свою — корень рождения своего. Ибо как ты родителям своим сотворишь, так же и дети твои воздадут тебе тою же мерою.

В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать

В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят.

Не возноситесь друг перед другом, родные братья и сестры, и не обижайте друг друга ни словом, ни помышлением, но должен меньший брат повиноваться старшему, а старший о младшем должен постоянно заботиться

Не возноситесь друг перед другом, родные братья и сестры, и не обижайте друг друга ни словом, ни помышлением, но должен меньший брат повиноваться старшему, а старший о младшем должен постоянно заботиться.

Муж жене и жена мужу воздают должную любовь, и пьют чистую воду из своего источника, и не ходят к чужим колодцам, но пьют свою воду

Муж жене и жена мужу воздают должную любовь, и пьют чистую воду из своего источника, и не ходят к чужим колодцам, но пьют свою воду. Просто говорю: друг от друга не соблудите и не желайте чужой красоты. В каждом колодце вода одинакова и ничем не отличается от другой. Так и совокупление мужа и жены, только красота чужая способ-ница греху, а сладость смешения — одна.

Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство

Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше.

Заботиться о ближних своих и домашних своих — муж о жене, жена о муже; отец о сыне, сын об отце; мать о дочери, дочь о матери; брат о сестре, сестра о брате

Заботиться о ближних своих и домашних своих — муж о жене, жена о муже; отец о сыне, сын об отце; мать о дочери, дочь о матери; брат о сестре, сестра о брате.

Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью

Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела она сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас.

Блудное похотение в человеке рождают пища и вино, от того же — и ума недостаток, и непочтение к Богу, и забвение смерти

Блудное похотение в человеке рождают пища и вино, от того же — и ума недостаток, и непочтение к Богу, и забвение смерти.

Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но живите здравым умом, ибо ритор и философ не могут быть истинными христианами

Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но живите здравым умом, ибо ритор и философ не могут быть истинными христианами.

Чистый и святой путь — заповеди Божий. Этим путем идут святые и чисто и непорочно живущие христиане

Чистый и святой путь — заповеди Божий. Этим путем идут святые и чисто и непорочно живущие христиане.

Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой и творит дела, угодные Господу

Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой и творит дела, угодные Господу.